
Может кто-то удивится, что такая серьезная тема начинается с маленькой притчи, но эта притча как нельзя лучше способна эту тему проиллюстрировать, и покажет, с чем сталкиваются любители красивых имен сайтов, когда попадают в сферу интересов киберсквоттеров.
Итак, жил-был на свете Иван. Простым парнем он был, но умным, деловитым. Рос в небольшом городе, но знал, за что взяться, так и построил успешную карьеру. Своя фирма, постоянные заказы, а значит пришло время создавать сайт и регистрировать домен.
И начал он перебирать. Домен иван.ru – занят, фирма-иван.ru – занят, иван-название-города.ru — занят. Долго он варианты перебирал да остановился на названиефирмыивана-1543.ru.
А есть у нас далеко не Иван, точно не простой парень, и тем более не житель русской глубинки — известный рэпер Эминем, которому пришлось отстаивать право на обладание собственным доменом в суде. Причина тому — киберсквоттинг.
Так что же такое киберсквоттинг
Короче говоря, киберсквоттинг – не иначе как захват доменного имени, созвучного именам известных компаний, личностей и не только. Люди, занимающиеся киберсквоттингом, зовутся киберсвоттерами. Киберсквоттинг пришёл к нам с запада и популярен с тех пор, как всемирную паутину стали активно использовать в деловых процессах.
Действуем наперёд
Итак, что такое киберсквоттинг мы поняли, но как определить, какие имена доменов будут самыми перспективными и первым успеть купить нужный?
Эффективный способ – изучить статистику популярных запросов поисковых систем. Популярность каких-то слов и имён растёт? Есть вероятность, что скоро их можно ждать в топе распространённых доменных зон (пример: .ru), а появившись в одной доменной зоне, скорее всего они перейдут и в остальные.
Мониторить данные о скорых слияниях крупных холдингов с целью выкупа будущего домена не менее популярно. Если слияние компаний пройдёт успешно, можно рассчитывать, что в карман вам прилетит крупная денежная сумма от её владельцев. Это одна из причин, по которым бывалые киберсквоттеры так интересуются рыночной обстановкой.
Разновидности киберсквоттинга с примерами
Тайпсквоттинг – регистрация сайта с именем, напоминающий адрес известного интернет-портала.
Пример: «wwwcars.ru» и «www.cars.ru».
Невнимательный пользователь, который ввёл название сайта неправильно, обеспечит разработчика сайта-двойника трафиком.
Брендовый киберсквоттинг – оформление сайта с именем, содержащими название торговой марки, знака или популярного бренда, охраняемых законодательством.
Пример: «cars.com» и «cars2.com», «cars3.com», «cars4.com.
В теории, хозяева оригинальных доменов могут подать на брендового киберсквоттера в суд, но практика показывает, что владельцы не любят эти разбирательства и предпочитают выкупать домены без обращения в высшие органы.
Именной киберсквоттинг — регистрирование доменов с именами, фамилиями, сценическими псевдонимами знаменитых людей и не только. Подходят и просто самые распространённые имена и фамилии.
Пример: «medvedev.ru» и «shakira.com», «vasechkin.ru».
Владельцы подобных доменов получают несколько тысяч посетителей за одни сутки.
Отраслевой киберсквоттинг — создание доменных имен, похожих или точно называющих экономические отрасли, названия услуг или товаров.
Пример: «dveri.ru» и «oboi.ru».
Такие домены выгодно продавать компаниям соответствующих видов деятельности или использовать как рекламную страницу.
Они хороши в качестве брендовых, легко запоминаются и хорошо привлекают пользователей. Самая прибыльная разновидность киберсквоттинга.
Географический киберсквоттинг – создание доменов, содержащих территориальные названия.
Пример: «omsk.ru».
Такие домены приносят немалую аудиторию, объединённую географическим признаком.
Также способ помогает тем, кто работает в сфере туризма. На таких доменах выгодно продавать туристические услуги.
Защитный киберсквоттинг – единственный способ киберсквоттинга, который можно считать легальным. Представляет собой регистрацию владельцем оригинального товарного знака или известного сайта всех созвучных им имён.
Пример: «bear.org», «bear-msk.ru» и «wwwbear.ru».
Способ популярен почти у всех крупных компаний и знаменитостей.
Киберсквоттеры бывают разные
Условно все киберсквоттеры делятся на два типа. Первый умышленно эксплуатирует известные и похожие на них имена. Второй тип закупается доменами и хранит их до поры до времени, рассчитывая, что рано или поздно известный потенциальный покупатель готов будет выложить за них круглую сумму.
Киберсквоттинг сейчас
Представим себя владельцем новой фирмы. Наша фирма изготавливает окна и хочет зарегистрировать домен, ассоциирующийся с ними. Десятки тысяч доменов в Интернете уже содержат слова, ассоциирующееся с окнами.
Чем чаще сайты создаются, чем больше им присваивается уникальных имён, тем сложнее найти короткий и яркий домен. Иначе говоря, киберсквоттинг всё ещё популярен, но пик этой популярности прошёл.
Так стоит ли бояться?
Очевидный ответ – да, киберсквоттинг опасен, если у вас есть собственный сайт и серьёзные планы по его развитию. К сожалению, полной зашиты от киберсквоттинга не существует, но вы снизите риск, следуя этим правилам:
Придумайте уникальное название домена. Отличный вариант – выдуманные имена, которых нет ни в русском, ни в английском языках.
Зарегистрируйте ваш домен сразу в нескольких зонах доменных имён.
Зарегистрируйте несколько доменов, похожих на основной.
Выкупите похожие на ваш доменные имена у фирм, если это финансово целесообразно.
